1955-1982

1955 г.

Разработан технический проект океанской подводной лодки проекта 641 (75 единиц) (главные конструкторы – С.А.Егоров, З.А.Дерибин (с 1958 г.) Головная подводная лодка этого проекта "Б-2" вступила в строй ВМФ СССР в 1963 году.

ПЛ проекта 641
С.А. Егоров
З.А. Дерибин

Главным конструктором подводных лодок, вооруженных крылатыми ракетами, назначен П.П.Пустынцев, возглавлявший бюро с 1951 по 1974 годы.

П.П.Пустынцев

1956 г.

Разработан проект переоборудования подводной лодки проекта 613  для проведения испытаний нового вида оружия подводных лодок – крылатых ракет П-5, разработанных под руководством В.Н.Челомея. На ПЛ "С-146", переоборудованной по проекту П613, в 1956-1957 гг. был произведен ряд успешных пусков крылатых ракет.

ПЛ проекта 613 "С-146"
В.Н.Челомей, П.П.Пустынцев, И.Д.Спасский. 1976 г

В августе ЦКБ-18 приступило к разработке двух проектов атомных подводных лодок первого поколения:

  • атомной подводной лодки проекта 658 (главный конструктор – С.Н. Ковалев), вооруженной тремя баллистическими ракетами. Головная подводная лодка проекта 658 "К-19" вступила в строй ВМФ СССР в 1960 г. Всего по этому проекту было построено 8 подводных лодок.
ПЛ проекта 658
С.Н. Ковалев
  • атомной подводной лодки проекта 659 (главные конструкторы – П.П.Пустынцев, Н.А.Климов (с 1959 г.), вооруженной шестью крылатыми ракетами. Головная подводная лодка проекта 659 "К-45" вступила в строй ВМФ СССР в 1961 г. Серия состояла из 5 единиц.
ПЛ проекта 659
П.П.Пустынцев
Н.А.Климов

1957 г.

Разработаны несколько вариантов переоборудования подводных лодок проекта 613 для установки на них крылатых ракет (проекты 644, 644Д, 646).


1958 г.

ЦКБ-18 переехало в новое здание на ул. Марата, д.90, в котором размещается по настоящее время.

Разработан проект атомной подводной лодки проекта 675 (главный конструктор – П.П.Пустынцев), вооруженной крылатыми ракетами комплекса П-6 (26 единиц). Головная подводная лодка этого проекта "К-175" вступила в строй ВМФ СССР в 1963 г. Впоследствии на подводных лодках проекта 675 устанавливались крылатые ракеты комплексов П-500 и "Вулкан".

ПЛ проекта 675
П.П. Пустынцев

1959 г.

Разработан технический проект 651 (главный конструктор – А.С.Кассациер) большой дизельной подводной лодки, вооруженной четырьмя крылатыми ракетами комплексов П-5 или П-6 (16 единиц). Головная лодка этого проекта "К-120" вступила в строй ВМФ СССР в 1963 г.

ПЛ проекта 651
А.С. Кассациер

1963 г.

За заслуги в создании атомных ракетных подводных лодок ЦКБ-18 награждено орденом Ленина.

Разработан проект переоборудования атомных подводных лодок пр. 658 под подводный старт баллистических ракет комплекса "Д-4".

Разработан технический проект 667А атомного подводного ракетоносца второго поколения (главный конструктор – С.Н. Ковалев). Головной ракетоносец этого проекта вступил в строй ВМФ СССР в 1967 г. и стал первым кораблем самой крупной серии атомных подводных ракетоносцев (34 единицы). Впоследствии подводные лодки проекта 667А непрерывно совершенствовались в основном путем установки на них ракет с увеличенной дальностью стрельбы, разделяющимися головными частями и т.д. Часть построенных по проекту 667А подводных лодок в соответствии с договором по ограничению стратегических вооружений после снятия с них ракетных комплексов была переоборудована в подводные лодки, на которых выполнялись различные опытные и научно-исследовательские работы.

ПЛ проекта 667А
С.Н. Ковалев

1966 г.

ЦКБ-18 переименовано в "Ленинградское проектно-монтажное Бюро "Рубин" (ЛПМБ "Рубин").


1967 г.

Руководители СССР – Л.И.Брежнев, А.Н.Косыгин, А.А.Гречко – посетили строящуюся головную подводную лодку "К-137" проекта 667А.

Л.И.Брежнев, А.Н.Косыгин, А.А.Гречко на ПЛ проекта 667А

1968 г.

Конструкторское бюро торпедных аппаратов (КБА) передано из ЛПМБ "Рубин" в специальное проектно-монтажное бюро машиностроения "Малахит" (так стало называться СКБ-143).


1969 г.

За успешный самоотверженный труд по укреплению боевой мощи Военно-морского флота СССР Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков наградил ЛПМБ "Рубин" памятным Военно-морским флагом.


1970 г.

Из ЛПМБ "Рубин" переданы в СПМБМ "Малахит" работы по созданию глубоководных аппаратов.


1971 г.

Разработан проект 949 атомной подводной лодки третьего поколения (главные конструкторы –  П.П. Пустынцев, И.Л.Баранов (с 1977 г.), вооруженной крылатыми ракетами "Гранит". Головная подводная лодка этого проекта "К-525" вступила в строй ВМФ СССР в 1980 г. Начиная с третьего корабля "К-148", вступившего в строй в 1986 г., подводные лодки этого проекта строились по усовершенствованному проекту 949А.

ПЛ проекта 949A
П.П. Пустынцев
И.Л.Баранов

1973 г.

Разработан технический проект 685 самой глубоководной в мире подводной лодки (главные конструкторы – Н.А.Климов, Ю.Н.Кормилицин (с 1977 г.).  Подводная лодка проекта 685 "К-278" вступила в строй ВМФ СССР в 1983 г.

ПЛ проекта 685 "К-278"
Н.А.Климов
Ю.Н.Кормилицин

1974 г.

Начальником ЛПМБ “Рубин” назначен И.Д.Спасский, возглавлявший предприятие до 2007 года.

И.Д.Спасский

1976 г.

Разработан технический проект 941 тяжелых атомных подводных ракетных крейсеров (главный конструктор – С.Н.Ковалев), самых больших подводных лодок в мире. Головной подводный ракетный крейсер этого проекта "ТК-208" был передан ВМФ в 1981 г.

ТРПК СН проекта 941
С.Н.Ковалев

Разработан технический проект 667АМ (главный конструктор – О.Я. Марголин) переоборудования ракетного подводного крейсера проекта 667А для испытаний комплекса ракетного оружия Д-11 с твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой Р-31. Тем самым было положено начало новому направлению российского морского ракетостроения, которое было продолжено созданием самого мощного комплекса ракетного оружия с твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой Р-39 для тяжелых ракетных крейсеров стратегического назначения проекта 941. ПЛ проекта 667 АМ после проведения швартовных, заводских ходовых и государственных испытаний была в декабре 1976 г. передана на совместные летные испытания ракетного комплекса. Комплекс был принят в опытную эксплуатацию. ПЛ в течение десяти лет успешно находилась в строю ВМФ СССР. Ракетный комплекс Д-11 заслужил высокую оценку военных моряков за свою надежность, безопасность, простоту в эксплуатации.

ПЛ проекта 667АМ
О.Я. Марголин

Разработан технический проект торпедных дизель-электрических подводных лодок нового поколения. Этот проект, известный под номером 877 (главный (с 1994 г.- Генеральный) конструктор – Ю.Н.Кормилицин) приобрел широкую известность за рубежом. Значительное количество этих подводных лодок было приобретено целым рядом государств. Головная подводная лодка проекта 877 "Б-248" вошла в строй ВМФ СССР в 1980 г.

ПЛ проекта 877
Ю.Н.Кормилицин

5 ноября 1976 г. открыт музей ЛПМБ "Рубин".

За большие заслуги в создании специальной техники (подводных лодок) ЛПМБ "Рубин" награждено орденом Октябрьской Революции.


1978 г.

Разработан технический проект переоборудования ракетного подводного крейсера проекта 667А в торпедную ПЛ по проекту 667АТ (главный конструктор – О.Я. Марголин). С целью значительного повышения боевого потенциала корабля проектом предусматривалось размещение бортовых торпедных аппаратов с большим количеством боезапаса во вновь изготавливаемом среднем блоке отсеков, который вваривался в прочный корпус ПЛ взамен вырезаемых и утилизируемых ракетных отсеков. Подобное решение потребовало разработки специальной конструкции корпуса, не имевшей аналогов в отечественном кораблестроении. По суммарному количеству ракетно-торпедного боезапаса ПЛ проекта 667АТ превзошла все отечественные и зарубежные подводные лодки того времени. ПЛ была сдана ВМФ в 1986 г. В последующем по данному проекту были переоборудованы еще две ПЛ.

ПЛ проекта 667АТ
О.Я. Марголин

1979 г.

Разработан технический проект 667М (“Андромеда”) (главный конструктор – О.Я. Марголин, с 1987 - Е.А.Горигледжан) переоборудования ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 667А под ракетный комплекс "Метеорит-М" с крылатой сверхзвуковой ракетой стратегического назначения 3М-25, стартующей с подводной лодки, находящейся в надводном или подводном положении. В 1982 - 1983 гг. были проведены швартовные,  заводские ходовые, а затем Государственные испытания ПЛ (без комплекса ракетного оружия). Совместные (государственные) испытания комплекса "Метеорит-М" начались в 1988 г. сначала с наземного стенда, а затем с подводной лодки. Количество успешных пусков на всех этапах испытаний примерно соответствовало числу неудачных. Это обстоятельство, а также необходимость постройки специализированных носителей, привели к тому, что в конце 1989 г. работы по комплексу "Метеорит-М" были прекращены, подводная лодка в 1990 г. была сдана ВМФ в торпедном варианте.

ПЛ проекта 667М (“Андромеда”)
О.Я. Марголин
Е.А.Горигледжан

1981 г.

Разработан техно-рабочий проект 667АК ("Аксон-1") (главный конструктор - О.Я. Марголин) переоборудования одной из выводимых из боевой эксплуатации АПЛ 667А в ПЛ-лабораторию для проведения опережающей морской отработки перспективных гидроакустических комплексов (ГАК), а также ряда других опытных образцов акустического и неакустического радиоэлектронного вооружения. Работы на корабле были завершены в 1983 г. Это позволило выполнить важные этапы по наладке и морской отработке как отдельных подсистем ГАК, включая буксируемую антенну, так и ГАК в целом до начала серийной поставки комплексов на строящиеся корабли.

ПЛ проекта 667АК (“Аксон - 1”)
О.Я. Марголин

1982 г.

Впервые в судостроительной промышленности присвоено звание Генерального конструктора И.Д.Спасскому и С.Н.Ковалеву.

И.Д.Спасский
С.Н.Ковалев

Разработан технический проект переоборудования ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 667А по проекту 667АН в большую атомную подводную лодку для научно-исследовательских работ по изучению Мирового океана, физических полей Земли и морского дна. Проектом предусматривалась вставка нового среднего блока взамен вырезанных ракетных отсеков, в котором должны были размещаться научно-исследовательская аппаратура и оборудование, а также каюты и бытовые помещения для экипажа и исследователей. Учитывая назначение ПЛ, была существенно увеличена автономность плавания, что потребовало не только размещения большего количества запасов, но и создания комфортных условий жизнедеятельности для экипажа и исследователей. Переоборудование осуществлялось МП "Звездочка" в кооперации с ПО "Севмашпредприятие". Подводная лодка была спущена на воду в июне 1990 г. Успешно пройдя швартовные, заводские ходовые и государственные испытания, подводная лодка в 1991 г. была принята в состав ВМФ.