Медиацентр

Юбилей головного корабля проекта 949 "Гранит"

Санкт-Петербург, 29 декабря. Сорок лет назад, 29 декабря 1980 года, в Северодвинске был подписан приемный акт головной атомной подводной лодки третьего поколения проекта 949 "Гранит" с крылатыми ракетами, К-525, получившей в 1993 году имя "Архангельск".

Под руководством адмирала флота Советского Союза Сергея Горшкова была разработана доктрина создания в СССР сбалансированного океанского флота для эффективной обороны во всех районах Мирового океана. Подводные крейсеры, носители крылатых ракет, должны были стать основой морских сил, предназначенных для защиты в океанской зоне.

Над новым проектом ЦКБ "Рубин" работало совместно с НПО "Машиностроение" (тогда ОКБ-52). Главным конструктором корабля стал Павел Пустынцев, начальник конструкторского бюро "Рубин" с 1951 по 1974 годы.

Работы по созданию ракетного комплекса "Гранит" возглавил начальник ОКБ-52 академик Владимир Челомей. Впервые был создан ракетный комплекс большой дальности стрельбы с автономной системой управления, стартом ракет из подводного положения по принципу "выстрелил и забыл". Данные по целеуказанию комплекс "Гранит" получал от системы морской космической разведки "Легенда".

Конструкторы "Рубина" спроектировали подводную лодку, способную вести ракетную стрельбу из подводного положения полным залпом. Корабль обладал повышенной скрытностью, скоростью и глубиной погружения, что обеспечивало ему возможность преодоления противолодочной обороны противника и отрыва от преследования.

Государственный заказчик утвердил эскизный проект корабля в 1971 году, технический проект - в 1972 году. Производственное объединение "Севмашпредприятие" (г. Северодвинск) заложило головную подводную лодку 25 июля 1975 года. На головном корабле было установлено порядка 150 новых образцов вооружения и военной техники. В создании "Архангельска" участвовали 129 предприятий СССР. Ракетоносец был выведен из цеха 28 апреля 1980 года, и уже 29 декабря 1980 года по результатам государственных испытаний был подписан приемный акт.

После первых двух кораблей, построенных по проекту 949, началось строительство подводных крейсеров по усовершенствованному проекту 949А ("Антей"), спроектированных под руководством генерального конструктора Игоря Баранова.