Полвека отечественным атомным подводным крейсерам стратегического назначения

tvzvezda.ru/news/opk/content/201710010939-1cdm.htm

 

Автор: Владимир Карнозов

 

Приближается памятная дата - пятьдесят лет с момента поступления на вооружение К-137, считающегося первым отечественным атомным подводным крейсером стратегического назначения. Приемный акт был подписан 5 ноября 1967 года (председатель правительственной комиссии вице-адмирал А.И. Петелин), а спустя три недели атомоход пополнил состав Краснознаменного Северного Флота.

Министерство обороны, ВМФ и промышленность готовят торжественные мероприятия, посвященные грядущему юбилею.

Между тем у редакции ТРК "Звезда" имеются достаточные основания предложить данный материал читателям накануне, коль скоро принятию крейсера в состав флота предшествовали его выходы в море и неминуемое в подобных ситуациях "представление" корабля "широкой общественности".

"Очень торжественным, и, как теперь говорят, волнительным, был первый выход головной подлодки проекта 667А (заводской №420) на заводские ходовые испытания. - Читаем в мемуарах Генерального Конструктора ЦКБ МТ "Рубин" Сергея Ковалева. - Некоторые наши девушки даже бегали на мыс острова Ягры, где подводная лодка, пройдя заводскую акваторию, входит в выводной канал и находится очень близко к берегу. Потом они признались, что плакали - не с тоски по уходящим в море, а от величественности зрелища и от того, что всем нам вместе удалось создать такую грозную красавицу".

Даже жесткий режим секретности вокруг военного судостроения оказался не способен сдержать желание жителей Северодвинска воочию убедиться в уникальности очередного творения человеческих рук - их родственников и знакомых, работающих на "Северном машиностроительном предприятии" (в разные годы именовавшимся Завод №402, СМП, Севмаш). А посмотреть было на что: по водоизмещению К-137 значительно - в два-три раза - превосходила все другие субмарины, ранее построенные северодвинцами.

"Внешне эта лодка, имея продвинутое к носу ограждение рубки с горизонтальными рулями (чего раньше у нас не было), небольшое возвышение ракетной палубы и выступающий кормовой стабилизатор, была очень гармонична и красиво сложена", - пишет Сергей Никитич в книге воспоминаний "О том, что есть и было..." (цитаты по третьему изданию 2010 года).

Стоит отметить и скоротечность процесса технических проверок: даты начала ходовых испытаний (9 июля) и включения крейсера в состав КСФ (27 ноября) разделяют всего-навсего четыре с половиной месяца! Последовавшая затем интенсивная эксплуатация показала: отечественным оружейникам удалось создать надежное и мощное средство сдерживания потенциального противника. Приказом Министра обороны СССР от 11 апреля 1970 года за успешное освоение новой техники и в честь столетия со дня рождения Владимира Ильича Ленина кораблю присвоено имя "Ленинец".

Первенец нового класса

Заметим, что к моменту завершения постройки К-137 на вооружении ВМФ Советского Союза уже стояли атомоходы (проекта 658М) с баллистическими ракетами на борту и (проекта 659) с крылатыми, оснащенными специальными головными частями. Первый советский атомный ракетоносец - К-19 проекта 658 - вышел на морские испытания летом 1960 года и в ноябре вступил в строй.

Тем не менее именно "Ленинец" берут за точку отсчета истории отечественных атомных подводных крейсеров стратегического назначения. Вот что на сей счет написал Академик С.Н. Ковалев:

"При всем огромном значении ракетоносцев первого поколения, как родоначальников стратегического подводного флота, их боевая эффективность из-за небольшой дальности полета ракет и их малого количества была ограниченной. Это было время гонки вооружений и холодной войны. Требовалось скорейшее наращивание морского ядерного потенциала. Для реализации этой задачи было начато создание ракетоносцев второго поколения (проекта 667А)".

Дополнительным "ключом к разгадке" могут послужить слова, произнесенные в 2012 году президентом России на совещании в Северодвинске, приуроченном к закладке атомного подводного крейсера стратегического назначения "Князь Владимир".

"Именно вооружение, его надежность и эффективность всегда определяло боевую мощь кораблей, а в ряде случаев приводило к созданию их новых классов", - отметил тогда Владимир Владимирович Путин.

Вышеупомянутая К-19 несла всего-навсего три ракеты Р-13, К-137 - шестнадцать более "дальнобойных" Р-27 (РСМ-25), что определяет ее принадлежность к более высокому классу.

Новая лодка была значительно крупнее предшественницы. Если К-19 имела водоизмещение порядка четырех тысяч тонн, то у К-137 надводное водоизмещение выросло до 7800, подводное - 11800 тонн. Длина 114 и 128 метров, соответственно, ширина - 9,2 метра против 11,7. Глубина погружения - 400 метров (вместо 320), причем лодки проекта 667А стали первыми, подтвердившими эту цифру на практике результатами испытаний. Заметим, что у George Washington разрешенная глубина погружения составляла всего лишь порядка двухсот метров.

Благодаря внедрению различных технических решений, экипаж корабля проекта 667А удалось сократить до 112 человек. Автоматизация требовала решения сложных математических задач и логических операций, что без применения ЭВМ становилось невозможным. Одним из главных новшеств проекта 667А считалась боевая информационно-управляющая система "Туча" (разработчик НПО "Агат").

В ней совместили решение общекорабельных и ракетных задач. Отладка первой отечественной БИУС (с учетом решения многочисленных задач) шла с большими трудностями, длительно. Сегодня БИУС является неотъемлемой частью любой современной субмарины.

Ракеты

Напомним, что первая баллистическая ракета морского базирования была создана на базе армейской Р-11 конструкции С.П. Королева с добавлением суффикса "ФМ". Этими снарядами весом 6 тонн вооружались перестроенные дизель-электрические лодки проекта 611. Первый старт - 16 сентября 1955 года, дальность стрельбы в зависимости от условий составляла 150-250 км. ДЭПЛ проекта 629 и атомоходы проекта 658 получили комплекс Д-2 с ракетами Р-13 массой около 14 тонн. Она оснащалась ядерной боевой частью мегатонной мощности, которую могла забросить на максимальную дальность 600 километров.

Введенные в строй в 1960-1962гг. все восемь подобных атомоходов в 1964-1970гг. прошли модернизацию по проекту 658М с заменой шахт диаметра 2150 мм на 2450 мм для размещения ракет Р-21 (кроме К-145, перестроенную по проекту 701 для испытаний межконтинентальных Р-29). Главное отличие: пуск стало возможным выполнять из подводного положения. Впервые советская ракета успешно стартовала из-под воды 10 сентября 1960 года (с ДЭПЛ С-229 перестроенной по проекту В613).

Подводные ракетоносцы второго поколения сначала тоже хотели оснастить Р-21, однако затем решение изменили в пользу Р-27. Первая была принята на вооружение в 1963 году и при стартовой массе 20 тонн имела максимальную дальность стрельбы 1400 км. Более современная Р-27 была на шесть тонн легче, а максимальная дальность стрельбы (с мегатонной специальной боевой частью) у нее была на 1100 км больше. При этом для ее хранения на корабле требовалась шахта меньших размеров: длиной 10 метров и диаметром 1,7 метра.

Во время первого дальнего выхода в море 1 сентября 1967 года К-137 погрузилась на глубину 300м и развила полный ход 26 узлов. Второй выход 6 сентября - одиночная стрельба, третий (12 сентября) - сразу три ракеты с глубины 35-40 метров. Завершающие пуски выполнены во время четвертого выхода 6 октября. Успешные испытания на головном крейсере проекта 667А дали основание для принятия комплекса Д-5 (главный конструктор В.П. Макеев) на вооружение в марте 1968 года. Впоследствии его усовершенствовали с тем, чтобы лодка вместо четырех залпов по четыре ракеты, могла произвести два по восемь. Подобная техническая возможность была подтверждена на практике К-140 в декабре 1969 года.

Головной корабль

Первые проекты стратегического атомохода были представлены ленинградскими инженерами ЦКБ-18 (ЛМПБ "Рубин", ныне ЦКБ МТ "Рубин") пятьдесят восемь лет тому назад. Затем первоначальный проект 667 прошел коррекцию по мере поступления из США данных по программе строительства 41 стратегических ракетоносцев типа George Washington.

Строительство головного корабля проекта 667А велось СМП под заводским номером 420. Закладка датируется 4 ноября 1964 года, спуск на воду 11 сентября 1966 года. Согласно материалам музея ПО "Севмаш", ответственным сдатчиком заказа №420 выступал В.Н. Фролов, сдаточным механиком - В.Ф. Ткаченко. На этапе достройки 30 мая 1967 года на заказе побывали руководители Советского государства по главе с Л.И. Брежневым, А.Н. Косыгиным, А.А. Епишевым, Б.Е. Бутомой и А.А. Гречко.

За создание головного атомохода проекта 667А указами Президиума Верховного Совета СССР от 30 марта 1970 и 6 апреля 1970 года главному инженеру Севмаша И.М. Савченко и сборщику корпусов металлических судом цеха №7 В.А. Аншукову присвоено звание Героя Социалистического Труда, а 304 работника предприятия награждены орденами и медалями. Директору Е.П. Егорову присуждена Ленинская премия.

Корабль находился в составе Военно-Морского Флота 27 лет. Первый командир подводной лодки К-137 - капитан 1 ранга В.Л. Березовский. Под его началом служили старший помощник - капитан 2 ранга И.А. Тишинский, замполит капитан 2 ранга В.В. Важенин, командир БЧ-5 капитан-лейтенант В.Т. Гормасар, командир БЧ-2 капитан-лейтенант А.С. Ильин. Экипажем совершено двадцать походов общей продолжительностью на боевой службе в море 1484 суток. Средняя продолжительность боевой службы 74 суток. Пройдено под водой за 1410 суток около 29000 миль. В том числе на глубине более 200 метров около 16000 миль, со средней продолжительностью подводного хода 8,5 узла. Максимальный поход 81 сутки экипаж выполнил три раза. Крейсер выведен из состава ВМФ России приказом МО РФ от 3 сентября 1994 года.

В период с 1967 по 1990 год промышленность сдала заказчику 77 ракетоносцев, построенных по пяти проектам (677А/Б/БД/БДР/БДРМ), суммарным водоизмещением 770 тысяч тонн. Подводные крейсеры проектов 667БДР и 667БДРМ и сегодня составляют основу морской группировки ядерных сил сдерживания нашей страны. Отмечая данный факт в беседе с журналистами на Военно-морском салоне IMDS'2017 в Петербурге, генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" Игорь Вильнит обратил внимание на приближающуюся знаменательную дату.

"В этом году исполняется 50 лет с того момента, как был принят флотом головной подводный ракетоносец проекта 667А. С тех пор мы непрерывно работаем над совершенствованием наших атомных подводных крейсеров стратегического назначения, улучшением их характеристик", - сказал Игорь Владимирович.

Сегодня на стапелях "Севмаша" находятся пять подводных крейсеров четвертого поколения проекта 955А "Борей-А", которые составят основу морской группировки российских сил ядерного сдерживания на перспективу следующих пятидесяти лет.