Медиацентр

Полвека отечественным стратегическим ракетоносцам

Санкт-Петербург, 05 ноября. 5 ноября 1967 года на вооружение был принят первый отечественный атомный подводный крейсер стратегического назначения - подводная лодка проекта 667А К-137 "Ленинец", спроектированная Ленинградским проектно-монтажным бюро "Рубин" (сейчас АО "ЦКБ морской техники "Рубин"").

К моменту завершения строительства К-137 на вооружении ВМФ Советского Союза стояли атомные подводные лодки проекта 658 с баллистическими ракетами, также спроектированные в бюро "Рубин". Однако именно корабли проекта 667А считаются подводными ракетоносцами стратегического назначения, поскольку дальность их стрельбы стала межконтинентальной. Кроме того, корабли проекта 658 несли всего три ракеты, а 667А - шестнадцать (боекомплект вырос более чем в пять раз).

На К-137 и последующих кораблях этой серии впервые предстартовая подготовка ракет осуществлялась автоматически. Осенью 1969 года второй корабль проекта 667А, К-140, впервые в мире выполнил восьмиракетный залп.

Проект 667А был оснащен первой отечественной автоматизированной информационно-управляющей системой "Туча". Она собирала информацию об окружающей обстановке, решала навигационные задачи, обеспечивала применение ракетного и торпедного оружия.

Глубина погружения кораблей 667А была в 1,25 раза больше, чем у проекта 658, причем лодки проекта 667А стали первыми кораблями в мире, кто погружался на эту глубину.

Чтобы предотвратить провалы на большую глубину, - это могло привести к аварии, - на кораблях проекта 667А впервые была реализована комплексная система автоматизированного управления. Обеспечивалось программное управление кораблем по курсу и глубине, а также стабилизация без хода по глубине.

По сравнению с кораблями проекта 658 на крейсерах проекта 667А был обеспечен значительно более высокий уровень комфорта. Весь личный состав размещался в каютах или маломестных кубриках. Впервые на подводной лодке была предусмотрена столовая для старшинского состава, которая могла быстро трансформироваться в спортивный зал или кинозал.

Строительство лодок проекта 667А началось в Северодвинске на Северном машиностроительном предприятии (сейчас АО "ПО "Севмаш""). К-137 была заложена 4 ноября 1964 года. Спуск корабля на воду состоялся 11 сентября 1966 года; приемный акт был подписан 05 ноября 1967 года.

Серия строилась сравнительно быстро: вторая лодка, К-140, была заложена 19 сентября 1965 года, спущена на воду 23 августа 1967 года и вступила в строй 30 декабря 1967 года. Всего было построено 34 корабля проекта 667А: 24 - в Северодвинске (с 1967 по 1972 год) и 10 - в Комсомольске-на-Амуре (с 1969 по 1972 год).

Серия 667А была самой многочисленной среди всех проектов советских атомных подводных лодок. На основе этого проекта было создано несколько модификаций: 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ. Корабли последних двух типов сейчас несут службу в составе Военно-морского флота РФ.

"Перспектива совершенствования была изначально вложена в "носитель", созданный генеральным конструктором Сергеем Ковалевым. Корпус, системы, энергетика оказались способными принимать все новые и новые "обоймы" все более мощных и дальнобойных ракетных комплексов", - оценивал в своих воспоминаниях командир головного корабля К-137, контр-адмирал, Герой Советского Союза Вадим Березовский.

С 1967 года, когда были сданы флоту два первых ракетоносца проекта 667А, до 1990 года, когда был сдан последний ракетоносец проекта 667БДРМ, было построено 77 ракетоносцев второго поколения по пяти проектам (667А, 667Б, 667БД, 667БДР и 667БДРМ), то есть в среднем - больше трех кораблей в год. Ракетное вооружение совершенствовалось от моноблочной ракеты с ограниченной дальностью полета до ракеты с межконтинентальной дальностью полета и с несколькими разводимыми по целям боевыми блоками.

"Создание атомных подводных ракетоносцев проекта 667А, построенных в большом количестве, положило начало системе морских ядерных стратегических вооружений как мощному фактору стратегического сдерживания", - отмечал генеральный конструктор Сергей Ковалев.