Выпуск от 06 июня-12 июня 2016 года, №19(607)

Первые советские подлодки

Подводные лодки русского флота: 110 лет

 
Автор: Владимир Карнозов

 

http://www.promweekly.ru/2016-19-5.php

 

В начале тридцатых годов СССР обладал нормально функционирующей судостроительной промышленностью, способной выпускать подводные лодки по самым современным проектам

Предлагаем читателям вторую часть исторического очерка по подводному судостроению. Предыдущая статья «110 лет подплаву России» (см. «ПЕ» №07(595) от 29.02.2016) посвящалась первым попыткам создания нового вида оружия, способного изменить характер вооруженной борьбы на море. Они привели к появлению дизель-электрической подводной лодки и ее национального варианта «подводной лодки русского типа» (И.Г. Бубнова). Настоящая статья рассказывает о начальном периоде деятельности советских кораблестроителей и созданных ими в конце двадцатых — начале тридцатых годов субмаринах для набирающего силу флота Страны Советов.

Крушение царской империи, Февральская и Октябрьская Революции 1917 года, Гражданская война и Интервенция иностранных государств, привели к резкому сокращению корабельного состава некогда могучего русского флота и превращению его в военную организацию скромных размеров. Формально, морской компонент Красной Армии возник 29 января (11 февраля по новому стилю) 1918 года, когда Совет Народных Комиссаров выпустил декрет о создании Социалистического Рабоче-Крестьянского Красного Флота. (Примечание: В период 1918-1937 годов военно-морской компонент Красной Армии неоднократно менял свое название. Для простоты изложения, мы будем использовать собирательный термин «Советский военно-морской флот», который прочно вошел в обиход начиная с 1938 года).

Среди кораблей, в 1919 году базировавшихся в морской крепости Кронштадт, были и двенадцать субмарин типа «Барс» конструкции Ивана Григорьевича Бубнова (1872-1919). Революционным «военморам» противостоял сильный враг в лице Королевского военно-морского флота, который в то время был частью сил иностранных интервентов. Находясь в дозоре, 31 августа ПЛ «Пантера» обнаружила в наших водах эскадренные миноносцы под флагом чужого государства. После пяти часов преследования субмарина смогла занять выгодное положение для атаки, оставаясь незамеченной противником. Пара выпущенных ею торпед поразила эсминец HMS Vittoria. «Пантера» ускользнула от преследовавших ее английских кораблей. Проведя под водой 11 часов 20 минут, лодка вернулась на базу без повреждений. Ее командир Александр Николаевич Бахтин первым среди советских подводников стал кавалером Ордена Красной Звезды. Революционерам того времени показалось весьма символичным, что современный надводный корабль из состава самого мощного военно-морского флота «Старого мира» пал жертвой новейшего вида морского оружия «Нового мира».

Полезные комплекты

В период 1918-1924 годов подводный компонент Советского военно-морского флота сократился с двадцати боеготовых субмарин до четырнадцати. Правящая политическая партия не высказывала каких-то особых тревог по данному поводу, а ее лидеры даже позволяли себе говорить о флоте как о «непомерной роскоши» для разоренной страны. Как бы странно это ни звучало сегодня, но побудительной причиной в пользу решения на достройку некоторых кораблей, находившихся в высокой степени готовности на верфях 9страны, послужило желание продать их Турции! В частности, подобные планы строились в отношении легких крейсеров типа «Светлана» и субмарин семейства «АГ». В конце концов, однако, эти корабли пополнили Советский военно-морской флот, долго и верно ему служили в мирные и военные годы.

Еще в 1916 году царское министерство разместило заказ на сборочные комплекты по проекту Holland 602GF/L — американские подводные лодки весьма удачного и распространенного в то время типа. У нас в стране они были известны как «Американский Голланд», сокращенно «АГ». Вскоре после того, как Красная Армия в 1920 году очистила черноморское побережье от контрреволюционных сил, Советское правительство приняло решение о завершении постройки АГ-23 и АГ-24, которые находились в высокой степени готовности на верфях города Николаева. Хотя к тому времени число работников местных судостроительных предприятий сократилось до 1700 человек, оставшиеся c воодушевлением восприняли такое развитие событий. Корабелы проявили большой энтузиазм, выполняя задание Советского правительства. Совет Труда и Обороны постановил признать достройку четырех подводных лодок для Черноморского флота «задачей боевой важности». Верфи были переведены на круглосуточный режим работы. Первую пару лодок типа «АГ» передали флоту в 1920 году, следующую — в течение 1921-1923 годов. Кроме того, АГ-21, что была собрана в 1918 году, но затоплена в 1919-м, спустя девять лет была поднята, отремонтирована и вновь вступила в строй.

Благодаря данной программе, николаевские судостроители восстановили частично утраченные ими навыки работы с подводной техникой. Хотя базовый проект Holland 602 датировался 1911 годом, сборочные комплекты для России были изготовлены в 1916 году и вобрали в себя некоторые улучшения, внедренные по опыту боевых действий в начальный период Первой мировой войны. Пять субмарин семейства «АГ» составили основу возрожденного Черноморского флота. Огромное разорение, постигшее страну в результате Гражданской войны, сократило численность субмарин отечественного проекта на черноморском бассейне до всего-навсего одной лодки «Нерпа». Да и та пережила войну и разруху благодаря тому, что накануне революционных событий была передана промышленности для проведения капитального ремонта. На верфях Николаева субмарина простояла до 1923 года, пока все ранее намеченные работы не были завершены. Революционные настроения тех лет нашли отражение в смене названия корабля: сообразно обстановке, «Нерпа» стала «Политруком».

Примерно в это же время три из двенадцати сохранившихся на Балтике субмарин разобрали на запчасти. Подобная мера позволила промышленности провести капитальный ремонт оставшихся в строю кораблей без необходимости перезапуска в производство морально устаревших на то время приборов и механизмов из числа использовавшихся на субмаринах типа «Барс». По причине недостатка заказов и инвестиций в двадцатые годы подавляющее большинство крупных верфей и военных заводов были загружены всего-навсего на 30-32% номинальной мощности. Численность коллектива Балтийского завода в Ленинграде (как Санкт-Петербург назывался в советские времена) сократилась до низшего за все время уровня — 2638 человек в 1922 году. Контракты на восстановительный ремонт ПЛ типа «Барс» дали промышленности возможность немного «подышать кислородом» и помогли восстановить частично утерянные навыки практической работы с подводными лодками.

Флот нового облика

По инициативе Научно-технического комитета (НТК) Военно-морского флота и его секции подводного плавания, возглавляемой Александром Николаевичем Гарсоевым, в 1923 году началась системная работа по формированию технического задания на проектирование субмарин следующего поколения. В прошлом командир подводных лодок царского флота «Почтовый», «Минога» и «Львица», Гарсоев возглавил комиссию из числа опытных профессионалов-подводников. Совместными усилиями они сформировали общее понимание, каким должен стать будущий подводный флот Страны Советов. Комиссия предложила классификацию субмарин следующего поколения. Водоизмещение 1000-1100 т признали подходящим для «большой» и 500-600 т — для «средней» лодки, оптимизированной для действий «на позиции» в балтийском и черноморском бассейнах.

После обсуждения на различных уровнях, в 1925 году высшее командование Красной Армии признало необходимым разработать несколько типов подводных лодок и декларировало «первоочередную потребность» по постройке 27 субмарин в течение следующих пяти-шести лет. Развитие национальной школы подводного судостроения попало в число приоритетных направлений. Однако, как говорится, «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Немногие конструкторские бюро сумели пережить трудные годы. А те, что сохранились, испытывали острую нехватку квалифицированных кадров и страдали от недостатка финансирования. Хуже того, немногие сумели сохранить свой инженерно-конструкторский потенциал по причине крайне малого объема работ по основному направлению своей деятельности в период с 1917 года.

Стремясь наверстать упущенное и познакомиться с последними мировыми достижениями, Советское правительство сформировало делегацию инженеров-кораблестроителей для турне по зарубежным предприятиям подводного судостроения. В Италии советских посланцев ждало разочарование: им показали меньше предприятий, чем ожидалось, и в сокращенном объеме. Еще больше расстроило наших специалистов отсутствие у итальянцев желания сотрудничать с ними по каким-либо совместным программам. Члены делегации смогли приобрести и вывезти на Родину лишь несколько монографий (включая труд по теории подводных лодок известного французского конструктора Maxime Laubeuf, годы жизни 1864-1939) из числа свободно продававшихся в книжных магазинах и небольшой объем графических иллюстраций (включая приобретенный «с рук» подробный компоновочный чертеж итальянской субмарины). Часть трехмесячного зарубежного турне конца 1925 года советская делегация провела в Германии. Однако во времена Веймарской Республики немецкие предприятия производили не подводные лодки, а лишь их отдельные компоненты.

Италия и Германия оказались единственными странами мира, которые согласились принять советских инженеров-разработчиков подводной техники. Хотя в конце двадцатых — начале тридцатых годов Страна Советов постепенно стала получать международное признание, ведущие капиталистические державы мира не торопились вступать с ней в военно-техническое сотрудничество (ВТС). Крайние антисоветские позиции занимала Великобритания, несколько более мягкие — Франция и США. Однако и они не стремились восстановить с Советами отношения по линии ВТС до таких же объемов и степени открытости, что когда-то поддерживали с царским режимом. По этой причине и целому ряду других первая серия советских подводных лодок была выполнена нашими соотечественниками с опорой прежде всего на собственные силы.

«Техбюро»

Первое ноября 1926 года можно считать вторым днем рождения Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» — старейшего отечественного коллектива, специализированного на разработке подводных аппаратов. Бюро ведет свою историю с момента образования Комиссии по проектированию подводных судов в декабре 1900 года. И вот 26 лет спустя (и почти 90 лет тому назад) коллектив проектировщиков подводных лодок возобновил (после восьмилетнего перерыва) работу на Балтийском заводе. В начале трудового пути Техническое бюро №4 (или просто «Техбюро») насчитывало всего-навсего семь инженеров и конструкторов. За следующие три года численность коллектива выросла до более ста специалистов.

«Техбюро» возглавил Борис Михайлович Малинин (годы жизни 1889-1949). Ранее в царские и советские времена он приобрел некий опыт работы по производству субмарин типа «Барс», проведению их технического обслуживания, ремонта и модернизации. Мемуары конструктора содержат следующие строки: «Период с ноября 1926 года и по июнь 1930 года был самым напряженным и трудным во всей моей деятельности в области подводного плавания. Приходилось одновременно решать три задачи, тесно связанные друг с другом: вести разработку и постройку лодок, тип которых у нас был до того времени неизвестен; создавать и немедленно практически использовать теорию подводных лодок, которой у нас в Союзе также не было; воспитывать в процессе проектирования кадры конструкторов-подводников, так как наличие к моменту образования группы по проектированию и постройке составляло семь человек, считая в том числе и меня самого».

Первым заданием для небольшого коллектива стала разработка технической документации на субмарину 1000 т водоизмещением. Проектировщики предложили лодку с легким внешним и прочным внутренним корпусами клепаной конструкции и с поперечными водонепроницаемыми переборками, что существенным образом отличало ее от конструкции «Барса» разработки Ивана Григорьевича Бубнова (и других его проектов, вошедших в историю под общим термином «подводная лодка русского типа»).

Электрические батареи помещались в герметичные (водонепроницаемые) ямы, оснащенные устройством для сжигания водорода. Также впервые в отечественной практике субмарина оснащалась химическими регенераторами кислорода. Эти и другие решения проектировщиков повысили время подводного плавания с 24 часов (у «Барса») до 72-х. Дальность плавания под водой возросла с 25 до 150 миль, а автономность — с 10 дней до 28. Иное размещение и конструкция балластных цистерн обещали сократить время погружения до тридцати секунд против 2-3 минут у «Барса». Вместо 18-дюймовых торпед старого образца, новая субмарина получила возможность применения новейших изделий типа «53-27» из шести носовых и двух кормовых торпедных аппаратов калибра 533 мм. Артиллерийское вооружение тоже было усилено и включало 100-мм пушку и 45-мм зенитный полуавтомат.

«Декабрист»

Головной корабль нового проекта заложили на Балтийском заводе 5 марта 1927 года. «Декабрист» стал первой подводной лодкой, спроектированной и построенной в Советском Союзе.

Хотя он отличался современным проектом, выполненным местными инженерами, в его комплектацию входил ряд иностранных компонентов. Дизели были получены из Германии, причем согласно таможенной декларации они проходили как «оборудование для железнодорожных локомотивов». Старейшие работники таможни вряд ли удивились подобному описанию импортируемой продукции. В 1904 году они пропустили через себя субмарину «Фултон» (Fulton), ввозимую с территории США под видом «парового котла». Ну и пусть дизели фирмы M.A.N. имели столь же много общего с железными дорогами, как «Фултон» с паровыми машинами. Главное в том, что они придали мощный стартовый импульс локомотиву советского подводного судостроения.

Отдельные историки утверждают, что прототипом «Декабриста» послужила итальянская подлодка «Balilla», спущенная на воду в 1927-м и поступившая на службу в 1928-м. Нам представляется маловероятным, чтобы документация на новейший, еще не построенный корабль, попала в СССР. Скорее всего, купленный членами советской делегации «с рук» схематический чертеж соответствовал итальянской подлодке с тем же названием, но постройки 1913-1915 гг., которая в 1925 году считалась морально устаревшей. При этом оба вышеупомянутых итальянских проекта серьезно отличаются от «Декабриста», в частности, водоизмещением (728/825 и 1450/1904 тонн соответственно против 935/1354 тонн) и особенностями конструкции.

Отметим также, что на этапе подготовки документации сторонникам отечественного проекта пришлось отбивать атаки тех, кто ратовал за покупку лицензии на выпуск иностранной техники. Решающим стало мнение начальника морских сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии Ромуальда Адамовича Муклевича: «Нам продадут лодку вчерашнего дня. А, главное, наши проектировщики уже добились значительных успехов в разработке двухкорпусной лодки, разделенной на семь отсеков, с большой дальностью плавания, мощным торпедным вооружением».

Интересно заметить, что двухкорпусная конструкция, впервые опробованная отечественными корабелами на «Декабристе» разработки 1927 года, и по сегодняшний день сохраняется на большинстве отечественных подводных лодок. В частности, «двойной корпус» имеется у ДЭПЛ проекта 877ЭКМ, построенных по заказу ВМС Индии, и у новейших ДЭПЛ проекта 636.3, строительство которых ведется по заказу российского Министерства обороны. Правда, с тех пор технический прогресс ушел далеко вперед. Так, рабочая глубина погружения дизель-электрических подводных лодок увеличилась в три раза, а скорость движения под водой удвоилась. Подводные лодки класса Kilo располагают шестью носовыми торпедными аппаратами калибра 533-мм (как на «Декабристе»), но могут их использовать и для стрельбы ракетами, предназначенными для уничтожения морских и наземных целей.

Серия I

В феврале 1927 года Советское правительство выделило средства на строительство Серии I из шести подводных лодок. В будущем, когда количество серий новых кораблей стало исчисляться десятками, первенцев советского подводного судостроения стали, по первой букве названия головного корабля, именовать подлодками типа «Д». При изготовлении их корпусов использовался задел плит высококачественной стали, заготовленных в царское время для крейсеров типа «Светлана» и «Измаил». Использование подобного конструкционного материала позволило получить рабочую глубину погружения 75 м по сравнению с 45-50 м для типов «Барс» и «АГ».

Морские испытания первых советских субмарин собственной разработки начались в мае 1930 года. Вскоре выяснилось, что «Декабрист» неустойчив при всплытии и погружении (возникали опасные крены). В июле 1930 года Малинина арестовали с обвинением в государственной измене. Его поместили в «специальное конструкторское бюро», где использовался труд заключенных. В «шарашке» Борис Михайлович встретил бывших подчиненных из «Техбюро», арестованных ранее, и продолжил трудовую деятельность вместе с ними. В том же самом году причины возникновения крена были найдены. Техническая проблема оказалась сравнительно простой и вскоре была решена за счет установки клапанов измененной конструкции в местах сообщения цистерн главного балласта и размещения в них дополнительного числа переборок (при этом, однако, время погружения увеличилось до более чем одной минуты). В ноябре 1930 года «Декабрист» вошел в состав Советского Военно-Морского флота.

Три однотипных корабля Серии I («Декабрист», «Народоволец» и «Красногвардеец») были построены на Балтийском заводе и еще три — на верфях в Николаеве («Революционер», «Спартаковец» и «Якобинец»). Отметим, что при выполнении очередного задания Советского правительства черноморским корабелам весьма пригодился опыт ранее проведенных работ по сборке субмарин «АГ» из иностранных комплектов. Инженеры и рабочие обладали необходимыми навыками и горели желанием применить их на новом заказе. С помощью последнего крупнейшие судостроительные верфи возобновили деловые отношения со своими поставщиками как внутри страны, так и за ее пределами. Словом, уже в начале тридцатых годов Советский Союз обладал нормально функционирующей судостроительной промышленностью, способной выпускать подводные лодки по самым современным проектам.

Вскоре после завершения, в 1933 году, прокладки канала «Белое море — Балтика» («Беломорканал»), Военно-Морской флот СССР использовал этот водный путь длиною свыше 140 миль для перегона некоторого количества боевых кораблей в арктические воды, положив начало процессу укрепления Северного флота. В пути однотипную с «Декабристом» подводную лодку «Народоволец» осмотрел Иосиф Сталин. Обладая высокой прочностью, субмарины Серии I совершали дальние походы в северные воды, осваивая просторы Белого и Баренцева морей. Они стали первыми советскими подлодками, выполнявшими переходы под арктическими льдами. В 1938 году «Декабрист» установил некий мировой рекорд, пройдя в течение календарного года более десяти тысяч миль, в том числе 1200 — под водой.

«Ленинец»

«Декабрист» послужил основой для создания большой серии подводных минных заградителей. Головной корабль «Ленинец» заложили в сентябре 1929 года. На пластине в специальной нише закладной секции было написано: «Задача подводной лодки «Ленинец» — бдительно охранять с моря подступы к красному Ленинграду от нападения врага».
Отличительной чертой «Ленинца» было наличие двух минных труб диаметром 912 мм, которые установили в корме вместо торпедных аппаратов. В отличие от первого в мире подводного минзага «Краб» русского изобретателя Налетова, мины хранились «сухими» вплоть до постановки, что облегчало уход и контроль за ними, а также надежность работы всей системы.

От первенца советского подводного судостроения «Ленинец» отличался геометрией внешнего корпуса. Последний стал меньше и не закрывал прочный корпус по всему периметру. Соответственно, вместо двухкорпусной схемы получилась полуторакорпусная, которая и нашла применение на подавляющем большинстве из 116 лодок, построенных по проектам Малинина в 1927-1946 гг.

Из этого количества кораблей типа «Л» было 24 единицы (Серии II, II-бис, XI, XIII и XIII-бис). По мере строительства в базовый проект вносились многочисленные улучшения, главным образом для повышения надежности при сохранении основных тактико-технических характеристик. Заключительные пять заказов флот принял уже в ходе Великой Отечественной войны. «Ленинцы» служили на всех флотах: Балтийском, Черноморском, Северном и Тихоокеанском.

Заметим, что по водоизмещению, мореходности и боевым возможностям, лодки типа «Д» и «Л» оставались на передовых позициях вплоть до появления «подводного крейсера Рудницкого», сданного флоту в 1940 году. При этом «крейсеры» долгое время не входили в состав Черноморского и Тихоокеанского флотов, и там «флагманами» подводных сил продолжали оставаться лодки, спроектированные Малининым.

Тихий Океан

В начале тридцатых годов руководство страны приняло решение о возведении в Комсомольске-на-Амуре нового судостроительного завода под номером 199. Предприятию поручалась окончательная сборка субмарин возрождаемого Тихоокеанского флота с использованием секций, изготовленных на крупных предприятиях в европейской части страны.

Выбранное место располагалось на значительном удалении от океанского побережья. Словом, предприятие размещалось вне зоны огневого поражения могучего Японского императорского флота, что было важным соображением на случай войны с островным государством. Завод воздвигли на берегах Амура — полноводной реки, впадающей в Тихий океан. Она обеспечивала водный путь для перегона вновь построенных субмарин к местам постоянного базирования кораблей Тихоокеанского флота. Попутно заметим, что именно этот завод продолжает заниматься строительством подводных лодок. Одна из них представляет атомный крейсер проекта 971И, который с 2013 года действует в составе Военно-морских сил Индии под названием INS Chakra.

В 1935 году секции подводных минных заградителей стали поступать на Дальний Восток по железной дороге. Три года спустя вновь собранные Л-11 и Л-12 зачислили в состав ТОФ. Поскольку реализация проекта в Комсомольске-на-Амуре шла с задержкой к ранее намеченному графику, Советское правительство приняло решение дополнительно задействовать предприятия морского порта Владивосток. Расположенный там завод №202 в течение 1936-1939 гг. собрал одиннадцать подлодок класса «Л».

За несколько предвоенных лет Советскому Союзу удалось создать на Тихом океане довольно мощную группировку подводных сил — около ста лодок всех проектов. Вместе с дальней бомбардировочной авиацией на аэродромах Приамурья она представляла серьезную угрозу соседнему островному государству, сдерживая его агрессивные устремления применительно к планам т.н. «Похода на Север». Советский Союз открыл боевые действия против милитаристской Японии в августе 1945-го, в короткие сроки разгромил Квантунскую армию и гарнизоны островов Курильской гряды. Противостояние на море носило ограниченный характер: из многочисленных подводных лодок Тихоокеанского флота наиболее активно против японского судоходства действовали лишь Л-12 и Л-19, экипажам которых удалось уничтожить и повредить несколько боевых и торговых кораблей противника.

Суровый час войны

А первое боевое задание лодки конструкции Малинина получили в ходе Зимней войны 1939-1940 гг. Советское командование послало их в северную часть Финского залива для действий против судоходства у берегов Финляндии. Погодные условия и ледовая обстановка были очень сложными. Тем не менее советские подводники внесли свою лепту в разгром белофиннов. «Ленинец» (Л-1) ставил мины, а подлодки типа «Щ» и «С» применяли торпеды (из одиннадцати выпущенных две настигли цели) и артиллерию. Экипажи доложили об уничтожении нескольких пароходов и кораблей береговой охраны. Тем самым они открыли боевой счет советских подводников, действовавших на кораблях, спроектированных и построенных в Советском Союзе.

Фашистская Германия напала на СССР 22 июня 1941 года. К тому времени в корабельных списках Советского Военно-Морского флота числилось 213 подводных лодок, включая сто построенных по проектам Малинина. Напомним, что в 1926 году, когда Бориса Михайловича назначили руководителем «Техбюро», подводный компонент флота насчитывал всего-навсего 14 боеспособных кораблей. В ходе войны промышленность завершила строительство двенадцати подлодок конструкции Малинина, включая пять типа «Л», корпуса которых были заложены в 1940-1941 годах. В это число вошли Л-20, Л-21 и Л-22, начатые постройкой в Ленинграде и завершенные в 1942-1943 годах на заводе №402 в Молотовске (с 1957 года — Северодвинск). В наши дни это предприятие известно под названием «Севмаш» и представляет крупнейший центр российского судостроения, расположенный на побережье Белого моря.

«Ленинцы» приняли активное участие в боевых действиях, выполняя постановку минных заграждений и выходя в торпедные атаки. Причем среди советских субмарин всех проектов Л-3 заняла высшую строчку по числу побед на Балтике. От ее мин и торпед пошли ко дну 25 кораблей и судов по советским и 10 по немецким данным.

Д-III стала первой подводной лодкой Северного флота, вышедшей из Полярного для выполнения боевого задания в арктических водах 23 июня 1941 года. Действующая в составе Балтийского флота Д-II за годы войны выполнила четыре боевых похода, произвела двенадцать торпедных атак. Два корабля серии приняли участие в боевых действиях на Черном море. Словом, первенцы отечественного подводного судостроения внесли весомый вклад в боевую работу флота, потопив и повредив более десятка вражеских кораблей и судов.

«Народоволец» (Д-II) провел на боевой службе более четверти века, а затем использовался в качестве тренировочной станции. В 1985 году было принято решение по превращению Д-II в мемориальный комплекс. После реставрационных работ и создания музейной экспозиции в 1994 году к нему открыт доступ для посещения всем желающим. На открытии музея присутствовал Владимир Владимирович Путин, в то время — сотрудник администрации города Санкт-Петербурга.

 

Вспоминая про реставрационные работы на Д-II, генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Владимирович Вильнит отметил: «Соответствующее задание имело важное значение для нашего конструкторского бюро. Его выполнение потребовало тщательного изучения исторических документов, благодаря чему наши специалисты обогатили свои знания истории собственного предприятия и его смежников, изучили опыт прошлых поколений отечественных конструкторов».