Высокоскоростной электропоезд

Высокий профессионализм коллектива, опыт реализации проектов создания сложных технических объектов в кооперации с российскими и зарубежными высокотехнологичными компаниями различных отраслей стали решающими факторами при выборе в 1993 году ЦКБ МТ “Рубин” в качестве генерального проектанта первого российского высокоскоростного электропоезда. Перед нами была поставлена задача создания поезда на уровне ведущих зарубежных аналогов и по конкурентоспособной цене.

По техническому заданию, утвержденному Министерством путей сообщения РФ, ЦКБ МТ “Рубин” в кооперации с более чем 50 предприятиями российского оборонно-промышленного комплекса и институтами МПС РФ был спроектирован 12-вагонный высокоскоростной электропоезд “Сокол” со скоростью движения по существующим магистралям МПС до 250 км/час. Строительство опытного 6-вагонного электропоезда "Сокол" было завершено в 1999 году. В 2000 - 2002 г.г. на экспериментальном кольце ВНИИ Железнодорожного транспорта и на магистрали Санкт-Петербург - Москва были проведены предварительные, приемочные и контрольные испытания опытного электропоезда со скоростями до 236 км/час при питании от контактной сети постоянного тока. Их результаты свидетельствовали о соответствии электропоезда требованиям технического задания по большинству показателей, однако в апреле 2002 г. работы были остановлены, их финансирование со стороны МПС РФ было прекращено.

В мировой практике не было примеров создания и испытания подвижного состава аналогичного класса в столь сжатые сроки.

В конструкции электропоезда впервые в отечественной практике был применен ряд новаторских технических решений, позволивших обеспечить его высокие эксплуатационные характеристики:

  • оригинальная, с повышенной жесткостью конструкция цельносварных кузовов вагонов из алюминиевых сплавов;
  • оптимальная аэродинамическая форма головной части поезда;
  • тяговый привод для каждой 3-вагонной секции с 4-мя асинхронными двигателями и статическими преобразователями для двух систем питания (постоянного и переменного тока);
  • использование микропроцессорной техники в управлении системами поезда и их диагностике;
  • энергопоглощающие устройства для восприятия ударных нагрузок в экстремальных ситуациях.

Подавляющая часть оборудования поезда была разработана и изготовлена отечественными предприятиями. При создании электропоезда была существенно обновлена производственная и научно-техническая база целого ряда организаций, в том числе создана промышленная и испытательная база по выпуску мощных электротехнических аппаратов для использования на двух родах тока.