Медиацентр
Академик РАН Игорь Спасский
Выпускники Высшего Военно-морского инженерного училища им. Ф.Э.Дзержинского, в центре – Игорь Спасский
Игорь Спасский и генеральный конструктор трех поколений РПКСН Сергей Ковалев
На совещании под руководством Главнокомандующего Военно-морским флотом СССР Сергея Горшкова (главный инженер «Рубина» Игорь Спасский на фото справа)
На подводной лодке «Санкт-Петербург» начальник ЦКБ «Рубин» Игорь Спасский докладывает Министру обороны Сергею Иванову
Вручение ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени в 2002 году
Научный руководитель работ ЦКБ «Рубин» Игорь Спасский в своем кабинете с генеральным директором ЦКБ «Рубин» Игорем Вильнитом

Академику РАН Игорю Спасскому исполняется 95 лет

Игорь Дмитриевич Спасский, научный руководитель работ АО "ЦКБ морской техники "Рубин", академик Российской академии наук, почетный гражданин Санкт-Петербурга отметит 2 августа свое 95-летие. 71 год Игорь Дмитриевич работает в сфере подводного кораблестроения, в том числе 67 лет - в "Рубине", при этом 33 года он возглавлял крупнейшее в России конструкторское бюро морской техники.

Игорь Спасский родился 2 августа 1926 года в городе Ногинск Московской области. В 1949 году окончил Высшее Военно-морское инженерное училище им. Ф.Э.Дзержинского по специальности "инженер-механик". С 1950 года начал работать над созданием подводных лодок, с 1954 года - в ЦКБ-18 (сейчас АО "ЦКБ "Рубин"). В 1956 году стал заместителем главного инженера, в 1968 - главным инженером. В 1974 - 2007 годах - начальник ЦКБ "Рубин" (также с 1983 года - генеральный конструктор).

За время работы Игоря Дмитриевича главным инженером, затем начальником ЦКБ "Рубин" всего построено 187 подводных лодок, в том числе 96 атомных и 91 дизель-электрическая.

Игорю Спасскому был всего 31 год, когда в 1957 году его назначили заместителем главного конструктора первого советского стратегического подводного ракетоносца (РПКСН) с надводным стартом ракет проекта 658. Головной корабль еще был на стапеле, когда было принято решение о модернизации подводных лодок под первые в СССР баллистические ракеты с подводным стартом (проект 658М), за участие в этой программе Игорь Спасский в 1965 году был удостоен Ленинской премии.

В 1968 году Министерство судостроительной промышленности утвердило Игоря Спасского в должности главного инженера, заместителя начальника и главного конструктора бюро. Назначение это, как говорит Игорь Дмитриевич, было "несколько неожиданным" для него, - он перескочил через три ступеньки положенной в то время карьерной лестницы. С 1974 года он уже начальник ЦКБ "Рубин", с 1983 года - генеральный конструктор и в том же году был удостоен Государственной премии СССР за свой вклад в создание тяжелого атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 941.

Генеральный конструктор трех поколений РПКСН Сергей Ковалев, который работал с Игорем Спасским более полувека, охарактеризовал его так: "Спасский не только возглавляет "Рубин", но и определяет его техническую политику в очень широком диапазоне направлений. Он одним из первых признал архитектурный тип проекта 941 как безальтернативный. Активно боролся за создание морских твердотопливных ракет. Является инициатором внедрения агрегатно-модульного метода строительства подводных лодок, создания зоны отдыха и многого другого. В самые трудные годы начала создания морских стратегических вооружений мы с ним неотлучно находились на заводе и в море. В новых экономических условиях и при резком сокращении государственного финансирования он перестроил производственную и экономическую деятельность, что, в отличие от многих других проектных организаций, позволило сохранить коллектив бюро и его творческий потенциал".

Под руководством Игоря Спасского "Рубин" превратился в фирму с активной маркетинговой политикой, в том числе зарубежной, а также стал разрабатывать гражданскую морскую технику. Большое значение уделялось проектам неатомного кораблестроения, которые позволили сохранить позиции на экспортном рынке. "Рубин" участвовал в проектировании первой в мире ледостойкой платформы "Приразломная", морских ледостойких платформ проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2", батопортов затвора дамбы Санкт-Петербурга.

Кроме того, при Игоре Спасском "Рубин" внес свой вклад в сохранение объектов культурного наследия Петербурга: Николо-Богоявленского Морского собора, музея-квартиры А.С.Пушкина и Литературного кафе (Вольф и Беранже). Игорь Дмитриевич руководил созданием музея-памятника "Подводная лодка "Народоволец", памятника "Слава Российскому флоту" (1996 г., к 300-летию Российского флота). В 2002 году академик Игорь Спасский был удостоен звания "Почетный гражданин Санкт-Петербурга".

С 2007 года Игорь Дмитриевич отошел от административной работы и сосредоточился на создании военно-морской техники: подводных носителей, судов обеспечения, элементов морского базирования. В настоящее время является научным руководителем работ АО "ЦКБ "Рубин".

"Жизнь нужно наполнять содержанием, способным сделать наше будущее интереснее. Я не могу не отметить, что конструктор - это одна из лучших и значимых профессий, которая требует обширных и глубоких знаний. Я рад, что достойно и результативно прошел свой конструкторский путь, что составляет на юбилейный день 72 трудовых года и прилично оценивается моими соратниками", - говорит Игорь Дмитриевич.


***

Игорь Дмитриевич Спасский - Герой Социалистического Труда (1978 г.) и Герой Российской Федерации (2018 г.). Награжден орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, орденами "За заслуги перед Отечеством" II степени и III степени, орденом Почёта, медалью "Золотая звезда".

Лауреат Государственной премии Российской Федерации за разработку, создание и развитие трех поколений атомных подводных ракетоносцев.

Доктор технических наук, профессор, действительный член Российской Академии наук, имеет более двухсот научных трудов.