Санкт-Петербург, 22 декабря. 4 января 1901 года (22 декабря 1900 года по старому стилю) была образована первая в России профессиональная организация для проектирования и постройки подводных лодок – "Строительная комиссия подводных лодок". После ряда преобразований и переименований предприятие получило свое современное название АО «Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин"».
Сегодня АО «ЦКБ “Рубин”» - один из мировых лидеров создания атомных и неатомных подводных лодок. Предприятие также ведет разработку подводных роботизированных комплексов и является партнером российских нефтегазовых компаний в части разработки техники для освоения шельфа. Входит в состав государственного судостроительного холдинга АО «Объединенная судостроительная корпорация».
Из более 1100 подводных лодок различных классов, входивших в состав российского подводного флота за все время его деятельности, по проектам "Рубина" построено 943 (свыше 85%). В их числе:
ЦКБ «Рубин» разработало усовершенствованный проект атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955А (тип «Борей-А»). Корабли этой серии строятся на АО «ПО «Севмаш» (г.Северодвинск).
АО «Адмиралтейские верфи» (г.Санкт-Петербург) ведет строительство по проектам ЦКБ «Рубин» двух серий неатомных подводных лодок для Военно-морского Флота РФ: проекта 636 и проекта 677 (четвертое поколение, тип «Лада»).
На экспорт в состав военно-морских сил 15 стран было поставлено 112 подводных лодок, построенных по проектам ЦКБ «Рубин».
В создании современных подводных лодок участвуют свыше 600 предприятий – разработчиков и поставщиков оборудования, средств автоматики и радиоэлектронного вооружения. ЦКБ «Рубин» как головной разработчик проектов подводных лодок направляет деятельность всех участников кооперации на внедрение инновационных технологий.
ЦКБ «Рубин» плодотворно сотрудничает с отраслевой и академической наукой, участвует в работах по Федеральным целевым программам. Конструкторское бюро широко взаимодействует с профильными ВУЗами: Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом, Балтийским государственным техническим университетом, Санкт-Петербургским политехническим университетом, Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом.
В начале 1990-х годов деятельность предприятия была существенно расширена. ЦКБ «Рубин» начало работу в новой для себя нише – проектировании морских нефтяных платформ. Конструкторское бюро принимало участие в разработке проектов морских ледостойких платформ по программам «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Одной из важнейших работ стало участие в разработке концептуального и технического проектов, рабочей конструкторской документации, 3D-модели, программно-методической документации для испытаний морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная». «Рубин» также спроектировал кессон и жилой модуль «Приразломной» - первой платформы, ведущей добычу нефти на российском арктическом шельфе (завод-строитель – АО «ПО «Севмаш»).
Еще одним важным «конверсионным» проектом «Рубина» стал «Морской старт». ЦКБ отвечало за проектирование плавучего космодрома на базе полупогружной нефтяной платформы и участвовало в создании сборочно-командного судна.
Бюро также разработало проект батопортов плавучего затвора дамбы Санкт-Петербурга, введенной в строй в 2011 году.