Медиацентр

Юбилей "Дмитрия Донского"

29 декабря 2021 года исполняется 40 лет с начала службы головного тяжелого ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 941 "Дмитрий Донской", в российской классификации - тип "Акула", в классификации НАТО - Typhoon.

В 1972 году государственный заказчик выдал тактико-техническое задание на создание платформы, в которую могли быть интегрированы крупногабаритные морские баллистические ракеты разработки КБ машиностроения (ныне АО "Государственный ракетный центр им. академика В.П.Макеева"). Разработкой проекта руководил генеральный конструктор, академик Сергей Никитич Ковалев. Инженеры конструкторского бюро "Рубин" проработали более 200 вариантов корабля, выполнили целый ряд исследований по прочности, ходкости, управляемости, акустике. В результате была спроектирована подводная лодка нового архитектурного типа: "катамаран" с большим запасом плавучести; ракетные шахты размещены между двумя прочными корпусами. Длина корабля составляет почти два футбольных поля, а подводное водоизмещение превышает полное водоизмещение легкого авианосца. Однако, несмотря на свои внушительные размеры, корабли проекта 941, патрулируя под ледяным панцирем Арктики, являлись практически неуязвимыми для гидроакустической разведки противника. При этом "Акулы" могли всплывать в полыньях, проламывая ограждением рубки лед значительной толщины. В период с 1982 по 1996 годы корабли проекта 941 выполнили более 30 боевых служб в высоких широтах Арктики.

В своих воспоминаниях С.Н.Ковалев отметил: "Подводная лодка проекта 941 занесена в книгу рекордов Гиннесса как самая большая подводная лодка в мире. Считаю, что следовало бы добавить - и самая надежная. Важные преимущества подводных лодок проекта 941 состоят в том, что они имеют две автономные энергетические установки, размещенные в разных корпусах, так что авария любой установки не отражается на работоспособности установки другого борта. Любая авария ракеты не ведет к повреждению корпуса и травмированию личного состава". Вдобавок впервые в мире на атомной подводной лодке были созданы очень комфортные условия для экипажа: спортзал, сауна, бассейн и салон для отдыха.

Головной корабль серии, "Дмитрий Донской", был заложен в 1976 году, спущен на воду в 1980 году и вступил в состав флота 29 декабря 1981 года. Всесторонние испытания ракетоносца подтвердили все заявленные эксплуатационные качества, в том числе маневренность и управляемость. В центре обучения подводников в Палдиски (Эстония) для тренировок экипажей "Акулы" был создан специальный тренажёр - построено отдельное трёхэтажное здание с имитацией отсеков подводной лодки.

После того, как крейсер вошел в состав флота, уже в свой второй поход (декабрь 1983 года - апрель 1984 года) экипаж поставил рекорд: впервые в мире продолжительность непрерывного пребывания в подводном положении составила 121 сутки. Командовал крейсером капитан 1 ранга Александр Васильевич Ольховиков, за освоение уникального корабля ему было присуждено звание Героя Советского Союза.

"Дмитрий Донской" трижды проходил на "Севмаше" ремонт и модернизацию. Тяжелый подводный крейсер 40 лет находится на службе, в последние годы - обеспечивая испытания современной военно-морской техники. Теперь имя "Дмитрий Донской" переходит к новейшему стратегическому подводному ракетоносцу четвертого поколения типа "Борей-А", который был заложен 23 августа 2021 года в присутствии Верховного Главнокомандующего Президента России В.В.Путина.