Проектирование морских сооружений гражданского назначения - одно из направлений деятельности АО "ЦКБ "Рубин", крупнейшего в России конструкторского бюро, специализирующегося на создании различной морской техники. Предприятие участвовало в нескольких шельфовых проектах: создании первой в мире ледостойкой платформы "Приразломная", морских ледостойких платформ проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2", спроектировало батопорты затвора комплекса защиты Санкт-Петербурга от наводнений. Конструкторское бюро выполнило ряд работ по технологиям, связанным с проектированием морских сооружений по производству сжиженного природного газа (СПГ).
По заказу ООО "Газпром нефть шельф" конструкторское бюро разработало систему мониторинга влияния окружающей среды на конструкции платформы. Эта система позволяет оперативно получать информацию о состоянии корпуса и трубопроводов платформы, что повышает безопасность ее работы. Также система дает возможность прогнозировать техническое состояние платформы и в будущем - принимать решение о продлении срока ее эксплуатации. Данные о техническом состоянии "Приразломной", собранные с помощью новой системы, будут также востребованы при проектировании других морских нефтегазодобывающих сооружений. Комплект рабочей документации согласован Российским морским регистром судоходства, который подтвердил безопасность системы мониторинга, разработанной "Рубином".
Также "Рубин" разработал комплект конструкторской и технологической документации по обслуживанию и замене узлов крана комплекса устройств прямой отгрузки нефти (КУПОНа) с платформы. В силу архитектурно-компоновочной специфики "Приразломной" КУПОН размещен таким образом, что основные грузовые краны не могут быть задействованы в его ремонте. Специалисты конструкторского бюро разработали техническое решение, которое позволяет выполнить обслуживание и ремонт КУПОНа с использованием его механизмов и дополнительных специально разработанных конструкций. В обеспечение этой работы были выполнены натурные обследования и замеры геометрии стрелы крана, создана 3D-модель ремонтируемого участка, выполнены расчеты прочности конструкций крана КУПОН. В настоящее время на платформе ведутся работы по монтажу конструкций для обслуживания КУПОНа.
На выставке "Нева-2021" "Рубин" представил модель подводного транспортно-монтажного сервисного комплекса катамаранного исполнения, а также модель АНПА-излучателя для сейсморазведки.
Транспортировка грузов в Арктике осложнена тяжелыми ледовыми условиями. Для доставки нефтегазового оборудования в этом регионе в любое время года "Рубин" пошел по пути создания специального подводного технического средства. Это подводная лодка гражданского назначения, на которую можно погрузить подводный буровой модуль или энергетический модуль. С ее помощью можно прийти в заданный район и установить оборудование на дне моря или обеспечить сервисное обслуживание оборудования, которое уже установлено, а также при необходимости выполнить его демонтаж и транспортировку на материк. Для этой подлодки проработана также функция сейсморазведчика или обеспечения безопасности подводных сооружений (слежение за потенциальными нарушителями). Лодка способна погружаться на глубину до 400 метров и имеет автономность - 90 суток.
Второй проект, представленный на выставке, - автономный необитаемый подводный излучатель длиной 8,5 метров, оснащенный источником сейсмического сигнала. Аппарат предназначен для сейсморазведки в труднодоступных районах морей с тяжелыми ледовыми и гидрометеорологическими условиями. Робот способен выполнять работы до 12 часов, а его рабочая глубина составляет 2 тыс. метров.