Медиацентр

Vayu Aerospace & Defence Review (Индия): интервью генерального директора ЦКБ "Рубин" Игоря Вильнита

В преддверии саммита БРИКС, на полях которого Президент России Владимир Путин встретился с Премьер-министром Республики Индии Нарендрой Моди, генеральный директор АО "ЦКБ "Рубин" Игорь Вильнит побеседовал с ведущим отраслевым индийским журналом Vayu Aerospace & Defence Review.

 

- Как складываются отношения между конструкторским бюро "Рубин" и Индией?

- "Рубин" гордится своей причастностью к созданию индийского подводного флота. В следующем году исполнится 60 лет, как было заключено соглашение о строительстве для Индии четырех больших дизель-электрических подводных лодок проекта И641, разработанного "Рубином". Можно сказать, что мы обучались вместе: для Индии это была первая подводная лодка, а для конструкторского бюро "Рубин" и завода "Адмиралтейские верфи" в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), где строились лодки, это была первая подводная лодка, построенная по требованиям иностранного заказчика.

Индия сохранила свои позиции приоритетного для России партнера, когда "Рубин" спроектировал класс Kilo, один из самых успешных классов неатомных подводных лодок XX века. ВМС Индии была поставлена большая серия этих подлодок, причем Индия стала первым иностранным заказчиком, получившим лодки с ракетным комплексом Club-S. А высокий уровень автоматизации завершающей подлодки серии, INS Sindhushastra, сделал ее на тот момент самой современной среди мировых аналогов.

Последние годы "Рубин" обеспечивает продление срока службы подводных лодок проекта 877ЭКМ, в том числе устанавливая оборудование индийского производства. Благодаря этому мы хорошо ориентируемся в быстро развивающейся кораблестроительной промышленности Индии.

Сейчас появилось новое интересное направление для нашего сотрудничества: совместно с российским государственным посредником, "Рособоронэкспортом", "Рубин" обсуждает возможности совместного проектирования АНПА с индийской стороной. У нас были неоднократные контакты по этому поводу, представители индийской стороны приезжали в "Рубин", и мы рассказывали о наших компетенциях. Наличие АНПА представляет огромный интерес как с точки зрения осведомленности о ситуации в океане, так и с точки зрения разведки и добычи минеральных ресурсов. Индийский океан очень глубоководен, его средняя глубина - около 3700 метров, наибольшая - более 7700 метров, соответственно, для ведения в этом океане разноплановых работ нужны глубоководные АНПА и АНПА, обладающие большой автономностью, - это и есть "поле", в котором работает "Рубин".

Мы спроектировали и изготовили ряд глубоководных АНПА. В 2020 году наш глубоководный автономный необитаемый аппарат "Витязь-Д" первым в мире выполнил миссию в Марианской впадине. Опустившись на глубину 10028 метров, "Витязь" совершил на дне впадины трехкилометровый переход. Миссия заняла три часа, и все это время "Витязь" действовал самостоятельно. Проект "Витязь-Д" позволил нам сделать существенный шаг в развитии систем управления на принципах искусственного интеллекта, а также во внедрении новых конструкционных материалов. На выставке "Армия-24" мы представим АНПА семейства "Аргус" с глубиной погружения на 1 км, 3 км и 6 км в зависимости от задач заказчика, в том числе первый в России аппарат со сбрасываемой полезной нагрузкой, - "Аргус-Д".

- Как конструкторское бюро "Рубин" поддерживает индийский флот в части поддержания технической готовности и развития инфраструктуры в морской сфере?

- Сегодняшняя ситуация в мире накладывает свои ограничения, поэтому скажу только, что "Рубин" выполняет свои контрактные обязательства. Мы хорошо знаем, что долгой службе любого корабля способствуют своевременный ремонт и модернизация. Обычно корабль служит 10 лет до первого среднего ремонта, еще через 10 лет проводится второй средний ремонт с продлением срока службы до десяти лет, в зависимости от состояния корпуса и основных систем. Наш уникальный опыт ремонта с продлением срока службы показывает, что подводная лодка может служить в составе ВМС до 40 лет и даже дольше.

- Ведутся ли переговоры с Индией по Проекту 75И? Предусмотрена ли альтернатива, которая может быть представлена Индии после выхода из тендера?

- Любые переговоры с иностранным заказчиком ведут Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству России и "Рособоронэкспорт", руководители которых неоднократно отмечали в своих выступлениях, что Индия является привилегированным партнером для нашей страны. Что же касается "Рубина", мы открыты к сотрудничеству с индийской промышленностью и индийским флотом в рамках доктрин "Делай в Индии" и "Самостоятельная Индия".

- Сотрудничает ли конструкторское бюро "Рубин" либо ведет переговоры с индийскими компаниями в части совместной разработки ВНЭУ либо схожей технологии для будущих подводных лодок и в целом военно-морских проектов Индии?

- Мы ознакомили представителей командования ВМС Индии, руководство DRDO и других индийских экспертов с нашей технологией ВНЭУ. Мы также знакомы с индийской технологией и сообщали о своей готовности помочь интегрировать индийскую ВНЭУ в проект подводной лодки и содействовать в ее создании. Решение за индийским флотом. В индийских СМИ сейчас обсуждается, может ли стать альтернативой ВНЭУ литий-ионная батарея, поэтому отмечу, что "Рубин" прорабатывает новые неатомные подлодки в различных вариантах исполнения энергетической установки, в том числе и с литий-ионными батареями.

- Применяется ли морская техника "Рубина" на Черном море? Если да, можете ли рассказать, как она демонстрирует себя в боевых условиях?

- Российские неатомные подлодки - единственные в мире, с чьего борта выполнялась залповая стрельба в боевых условиях. Адмирал Николай Евменов, Главнокомандующий Военно-морским флотом России в 2019-2024 годах, в своих выступлениях неоднократно отмечал высокие боевые качества подводных лодок проекта 636. Министерство обороны России сообщало об успешном выполнении поставленных задач в Черном и Средиземном морях.

- С учетом текущего портфеля заказов и сроков поставок подводных лодок, как долго "Рубин" будет выполнять заказы Военно-морского флота России?

- "Рубин" выполняет заказы Военно-морского флота России уже 123 года, и мы рассчитываем, что будет выполнять еще, по крайней мере, столько же. Дело в том, что конструкторское бюро работает непрерывно, потому что создание подводных лодок существенно отличается от создания других видов вооружения. Строительство серийных кораблей начинается еще до завершения испытаний головного. Когда идет строительство серии, необходимо учитывать появление нового оборудования, особенно в части электроники, - то есть совместно с заказчиком и поставщиками мы делаем каждый следующий корабль более современным, чем предыдущий, не нарушая темпа строительства. Кроме того, по результатам испытаний головного корабля возникают предложения, что можно оптимизировать на серийных заказах. Всё это идёт при сопровождении проектанта. Опять же проектирование кораблей следующего поколения начинается еще до того, как введены в строй все корабли предыдущего. Специалисты "Рубина" сейчас обеспечивают строительство неатомных и атомных подводных лодок четвертого поколения и одновременно уже приступили к работе над лодками пятого поколения.

- На какой стадии находится погружающийся патрульный корабль "Страж", представленный в 2021 году? Ведутся ли какие-либо переговоры с иностранными государствами?

- Мы представили вторую версию "Стража", с большей функциональностью, более мощной энергетической установкой и максимальным составом вооружения, в 2022 году. Сейчас мы работаем над тем, чтобы подробнее представить "Страж" инозаказчикам. В последние годы видна тенденция к увеличению доли патрульных кораблей, выполненных с применением различных стелс-технологий. Второе направление развития - расширение функциональности за счёт модульности проекта. Связанное с этим направление - появление более крупных кораблей, эксплуатируемых как патрульные, но готовых к дооснащению до "лёгких фрегатов" в случае необходимости.

Основной идеей проекта "Страж" является совмещение этих тенденций новым способом - за счёт придания патрульному кораблю возможности погружаться. Подводное положение обеспечивает абсолютную радиолокационную скрытность и позволяет создавать асимметричную угрозу даже для более крупных боевых кораблей.

Мы будем рады сотрудничеству с индийскими партнерами в этой сфере. Индийские верфи строят патрульные корабли как для своих ВМС, так и на экспорт. Соответственно, мы можем быть партнёрами в создании кораблей типа "Страж" как для индийских ВМС или Береговой охраны, так и для рынков третьих стран. На корабль могут устанавливаться и комплексы других разработчиков, как индийских, так и третьих стран - с учётом имеющихся в проекте ограничений по весу, объёму, энергопотреблению и т.п. В этом проекте "Рубин" работал, в первую очередь, над созданием многоцелевой платформы. Размерения, компоновка, тип и мощность энергетической установки подбирались так, чтобы "Страж" мог стать универсальным "грузовиком", "в кузов" которого можно положить самую разную полезную нагрузку. Его назначение в значительной степени определяется этой полезной нагрузкой:

Если принять на борт лодки и досмотровые группы, то Заказчик получает патрульный корабль (OPV).

Если принять несколько БЛА, то можно получить средство для осмотра огромных пространств, например, для поиска терпящих бедствие.

Если принять несколько АНПА, то можно вести работы по поиску мин или картографированию грунта.

В период эскалации конфликта "Страж" даже в базовой конфигурации может использоваться для скрытной разведки и доставки сил спецопераций. Наличие дополнительных средств (ТА, ГАК и др.) позволит ещё шире применять его в этих условиях. Эта многофункциональность удобна в мирное время, но особенно востребована она станет в период напряжённости, когда на счету будет каждый корабль.

 

Журнал Vayu Aerospace & Defence Review № V/2024

https://www.vayuaerospace.in/Issue/202410081102561505.pdf